Версия для слабовидящих
Персона. Валерий Беляков: «Самому бы разобраться»

20 сентября 2019

Получить образование в художественном училище и стать художником - это разные вещи. Труд оформителя и творчество живописца: почему перевешивает вторая часть? Любимые художники и краски. Совместное творчество с учителем и другом Владимиром Алексеевичем Шичковым. Об этом состоялась наша беседа с Валерием Юрьевичем Беляковым.

- Валерий, почему ты свою жизнь связал с творчеством, а именно с живописью, изобразительным искусством? Это тернистый путь.

- Да путь нелегкий, особенно если брать во внимание то, что мы находимся далеко от центра. Потому что даже организация выставок отсюда, в более крупных городах - это процесс практически нереальный. Хотя, при наличие денег, сейчас, как говорится - любой каприз. Интернет в этом колоссальная помощь.

Причина, по которой я решил связать свою жизнь с изобразительным искусством, простая: старший брат Володя хорошо рисовал , мне нравилось листать его школьные альбомы по ИЗО, что-то срисовывал. В детстве рисовал каракули, как, в общем-то, и все в этом возрасте. Причем меня очень увлекало это занятие. Что-то было заложено природой,  и с возрастом я стал осознавать - лучше выбрать этот путь. Но сомневался до последнего момента.  Желание поступать в Ивановское художественное училище возникло за два месяца до начала экзаменов. Я познакомился с Владимиром Алексеевичем Шичковым. Мама меня привела к нему домой, и он до поступления в училище показал мне азы – рисунка, акварельной живописи, какие-то особенности композиции и т.д., то есть, что нужно знать абитуриенту при поступлении.

После училища я приехал в Пучеж и здесь осел, стал работать. Мы продолжали общаться с Владимиром Алексеевичем на уровне коллег, наблюдая за творческим процессом друг друга. Заходил в мастерскую к нему, в Дом культуры, чтобы как-то проникнуться духом творчества и просто общаться. Познакомился с Александром Алексеевичем Мучкаевым, чей опыт и профессионализм в графике, живописи не могли оставить никого равнодушным, а также с хирургом, ценителем и знатоком искусства, тонко чувствующим стили в рисунке и живописи Валерием Григорьевичем Леонтьевым. Знакомство с этими людьми дало некий толчок для более углубленного изучения и занятием живописью. 

А примерно в 2007 году мы решили попробовать с Владимиром Алексеевичем писать картины совместно. Произошло это спонтанно, на уровне диалога, затем практически, появилась одна работа, вторая - их стало больше. Стали поступать предложения из различных галерей России и из-за рубежа.  Пошел процесс даже не самообразования, а чего-то нового. Опыт, знания Владимира Алексеевича, мой темперамент более молодого человека, желание найти новые пути для достижения цели, работа с материалом, красками, сочетание различных техник, живописных приемов дали, на мой взгляд, что-то интересное.

Немаловажную роль сыграло знакомство с творчеством Мучкаева Саши. Когда Александр Алексеевич переехал из Иваново в Пучеж, они с Владимиром Алексеевичем уже тогда выдавали интересные живописные работы. Именно благодаря Мучкаеву Саше в Пучеж проникли новые веяния в живописи, ну и, конечно, изучение колоссального опыта художников предыдущих поколений. Интернета тогда не было, поэтому что-то новенькое выискивали из журналов по искусству. С появлением всемирной сети открылись более широкие возможности для реализации многих проектов.

- Как были распределены обязанности, последовательность в работе над картиной, кто начинал и кто заканчивал произведение, и кто решал, что в конечном итоге должно получиться?

- Без разницы. Было полное равноправие. Вот перед нами белый холст. И делается  заготовка для картины: на холсте появляется месиво красок. Потом уже, когда начинаешь детально работать над картиной, появляются образы, дополнительные элементы, выстраивается композиция, шлифуется цветовая гамма, иногда все смывается, если появилась грязь, и так далее. Конечный результат никогда не известен. Бывает так, что картина возникает легко и заканчивается  также легко. Но в большинстве своем это мучительный труд: бывает картину не можешь закончить днями, месяцами, а то и  годами.   Исаак Левитан писал: «Окончить картину иногда очень трудно - боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, «дозревают», повернутые к стене. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь». Так что, решение о завершенности работы возникало у обоих в процессе работы, иногда просили совета у коллег. Получалось  по старой поговорке: «Одна голова хорошо, а две лучше».

- А чисто бытовую часть: холст на подрамник натянуть, краски купить - кто делал?

- Поначалу использовали подрамники, холсты из старых запасов, затем сами покупали холсты, краски пополам в Иваново, в Нижнем Новгороде. В последнее время колотить подрамники, грунтовать холсты мне было удобнее самому, так как у нас нет специализированных магазинов с художественными материалами. Сейчас я работаю один, все то же самое, где-то достаю ткань (бортовку), грунтую ее сам, иногда покупаю готовый холст, также краски. Занятие живописью - это дорогое удовольствие.

- И судя по интернету, где появились ваши совместные работы, тема пошла…

- Появились предложения сделать выставки, поучаствовать в проектах: в ЦДХ - Москва, галереях  Великобритании, Праге и других стран, появился интерес к нашим работам в стране и за рубежом. Видимо люди рассмотрели что-то интересное в наших работах. Хотя сейчас что-то новое сделать очень сложно. Постмодернизм характеризует то, что было накоплено, сделано, написано веками - это мощнейшая живописная и графическая база. Поэтому я и не люблю «-измов». Они ограничивают творческий процесс. Это удел искусствоведов: давать названия новым, с их точки зрения, течениям в изобразительном искусстве. Удел художника - трудиться, вырабатывая свою концепцию, свой взгляд на мир, опираясь на опыт поколений.

- Кто из вас контролировал процесс, кто говорил: всё, хватит, оставим, как есть?

- Почти у каждой работы возникал момент, когда картину уже невозможно испортить, то есть она закончена по пятнам, по мазкам, разложена по цвету. И сюжет есть. Создается впечатление, что еще добавленный, сделанный мазок ничего не сможет испортить, но и ничего не добавит. Картина готова. А вот сам процесс мог быть разным по времени. Картина могла создаваться и за два, и за три сеанса, а могла и годами. Такие работы остались. Бывают моменты, когда сложно закончить вещь: не понимаешь, переделывать ее полностью, или смыть, то есть начинать с чистого холста, потому что надоела и выход видишь только в этом, или продолжать что-то искать в ней и дорабатывать её, а лучше перевернуть вверх ногами и искать новый сюжет, и такое было.

- Ваше совместное творчество, а теперь и твое, далеко от пейзажной лирики. Это что-то не совсем  реальное.

- До нас уже все написано. Мне кажется не интересным заниматься просто копированием природы. Но на начальном этапе формирования художника этюд и бегание на пленэры - это необходимость для того, чтобы изучить природу, ее красоту изменчивость. А потом используешь эти знания при создании своих картин. Но все равно ты чувствуешь неразрывную связь с реальным миром, ты дышишь этим воздухом, ты любуешься всем тем, что создал Бог. Это основа.

- Местные художники сыграли в твоей творческой жизни судьбоносное решение.

- Да, знакомство с такими художниками  и людьми искусства, как Владимир Алексеевич Шичков, Александр Алексеевич Мучкаев , Валерий Григорьевич Леонтьев только на пользу. Еще в студенческие годы мне посчастливилось познакомиться, с помощью однокурсника Миши Обманщина, с художником Андреем Вячеславовичем Федоровым, сыном Заслуженного художника РСФСР Федорова Вячеслава Андреевича, гениального пейзажиста. Они иногда брали меня на этюды, я наблюдал, как они работают, брали  в поездки по художественным музеям в Петербург, Москву, посещали различные мастерские художников. Это колоссальный опыт для начинающего художника из провинции. В этом плане мне очень повезло. Только теперь понимаю, какой это был опыт. Я благодарен этим людям.

- Кто из мировой классики является твоими любимыми художниками, кто сформировал художественное видение?

- Таковых много. Особенно, когда изучаешь историю искусств. Художников открываешь постепенно с возрастом. Сначала это реализм в мировом, отечественном искусстве, затем увлекаешься теми или иными течениями в изобразительном искусстве и в итоге перед тобой возникает такой «океан» произведений гениальный художников, от которого ты питаешься, создавая свои картины. Своеобразным открытием для меня стал М.А. Врубель. Его работы надо увидеть в молодости, когда ты только начинаешь, желательно в живую, в музеях.  Конечно, Н.И. Фешин, И.И. Левитан, В.А. Серов, В.Э. Борисов-Мусатов  и многие другие.  Тут сложно кого-то выделить. У каждого художника есть удачные работы и работы второго плана. Есть работы, которые тебе близки. Их хранишь в своем сердце, на них опираешься при написании своих работ.

- Для тебя, как для художника, какое любимое место в городе. У нас ведь нет такого холмистого ландшафта, как в Плёсе или Юрьевце.

- Да, согласен, у нас сложно найти. Но одно место мне нравится. С этого места Владимир Алексеевич несколько пейзажей сделал. Это в летнем парке: там, в глубине, домики стоят, березки - красиво. Если говорить о пейзаже - за стадионом можно довольно уютные места найти. Удачную работу можно написать и с самого скучного места, на то фантазия художника, его мастерство, тому есть масса примеров, в частности, некоторые пейзажи В.А. Серова: например «Осень. Домотканово». Сама природа, с ее бесконечно изменчивым состоянием - это только подсказка для художника.

- А есть у тебя какие-то любимые цвета? Или как из обычных цветов создаются совершено непонятные оттенки?

- Любимых цветов, наверное, нет, есть любимые цветовые сочетания, оттенки, которые возникают в процессе самой работы над картиной. Чувство цвета - это все-таки природное дарование. Этому сложно научить. Хотя, в училище ты изучаешь цветоведение, науку о восприятии цвета. Всё построено на гармоничном  сочетании: линия-пятно, теплое-холодное, темное-светлое - и во всем этом разнообразии присутствует цвет. Мне нравится серебристый тон с вкраплением всех цветов.

- В какой бы цветовой гамме ты изобразил  Пучеж?

- У нас провинция, поэтому хочется каких-то ярких, разных красок. Все зависит от художника, как настроение у людей изменчиво, так и картины должны быть разными. В монохромных работах своя красота. Мне близка в работах сдержанная яркость цветов и тона.

- А как относится твоя семья к тому, чем ты занимаешься и велико ли семейство?

- Хорошо относятся. Заниматься только творчеством, это очень сложно, тем более у нас в провинции, из-за удаленности от центра, где хотя бы можно показать, что ты сделал, не говоря уж о продаже картин. В этом плане я благодарю  руководителя и научных сотрудников  нашего Пучежского краеведческого музея: М.В. Мартюнина, О.М. Киселева, С.В. Смирнова - за организацию нашей выставки. Многие художники совмещают творческий труд с преподаванием или работая художниками-оформителями.

Дочь Маргарита окончила школу, поступила в Арзамасский  филиал университета им. Лобачевского.  Сыну Константину 10 лет, учится в лицее. Супруга, Галина, по образованию филолог, работает в системе образования. Иногда мне задают вопрос: рисуют ли мои дети, или есть ли у меня ученики, как в свое время у Владимира Алексеевича Шичкова? Я отвечаю на этот вопрос, прежде всего, самому себе; «Самому бы разобраться». У меня к самому себе по поводу творчества столько вопросов! Время покажет.

- Что хочется написать, чтобы самому было здорово?

- Просто хочется трудиться в свое удовольствие, испытывать радость от сделанного  и чтобы какие-то мысли, брожения в голове не прекращались, а воплощались в новые работы.

- Почему по жизни выбрано именно творчество? Это материальные ценности?

- Скорее духовные. Мне кажется, художник,  прежде всего, должен работать, рисовать для души. Если изначально думаешь о материальном, то вряд ли что хорошее получится. Работая за деньги, ты выполняешь некий социальный заказ, ты зависим. Это только  мое субъективное мнение. Я пытаюсь выразить какие-то свои мысли, чувства, образы. Ради удовольствия конечного результата. Когда картина получается в итоге - это радость, это стоит того, тех мучений, потому что сам процесс бывает мучительным. Творчество - это постоянный труд. Конечно, материальная часть для художника очень важна: семья, материалы, краски, участие в выставках. Деньги конечно необходимы, и если ты работаешь интересно, появится твой зритель, а в итоге спрос на твои работы.

- Какую последнюю книжку ты прочитал?

- Это четвертый том из собрания сочинений Сергея Довлатова. Сейчас читаю монографию о Передвижниках.

Посмотреть и приобрести картины художника можно на сайтах artnow.ru и artonline.ru.

Беседовал  А. СКВОРЦОВ.

Благодарим редакцию газеты «Пучежские вести» за предоставленный материал.

Дата создания: 20-09-2019
Дата последнего изменения: 25-09-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: