Администрация Пучежского муниципального районаИвановской областиП О С Т А Н О В Л Е Н И Е
|
от 25.10.2024 № 526 -п
|
г. Пучеж |
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Положением о бюджетном процессе в Пучежском муниципальном районе, Порядком составления проекта бюджета Пучежского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Пучежского муниципального района от 18.07.2022 № 410-п, Уставом Пучежского муниципального района, в целях составления проекта бюджета Пучежского муниципального района на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов постановляю:
1.1. Основные направления бюджетной и налоговой политики Пучежского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению № 1.
1.2. Основные направления долговой политики Пучежского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению № 2.
Временно исполняющий полномочия Главы Пучежского муниципального района |
С.В. Жубаркин |
Приложение № 1
к постановлению
администрации района
от 25.10.2024 № 526 -п
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пучежского муниципального района на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в Пучежском муниципальном районе.
Налоговая политика Пучежского муниципального района в среднесрочной перспективе будет соответствовать приоритетам федеральной и региональной налоговой политики.
Главным стратегическим ориентиром налоговой политики будет являться стабильность и предсказуемость налогового законодательства, повышение прозрачности налоговой политики.
Результатом реализации налоговой политики должно стать увеличение основных показателей социально-экономического развития Пучежского муниципального района.
В 2025 году и плановом периоде 2026 и 2027 годов будет продолжена реализация основных целей и задач налоговой политики, предусмотренной в предыдущие годы.
В целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшение качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Основными направлениями налоговой политики Пучежского муниципального района в среднесрочной перспективе являются:
- совершенствование налогового законодательства района с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации и Ивановской области;
- реализация механизмов налогового стимулирования в рамках приоритетных направлений промышленной и инвестиционной политики района;
- обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов;
- оказание содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
- усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом и земельными участками Пучежского муниципального района.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета Пучежского муниципального района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации «теневой» заработной платы;
- совершенствования применения специальных налоговых режимов для развития малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование методов налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет Пучежского муниципального района;
- проведение оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых расходов;
- совершенствования управления муниципальной собственностью.
Основные направления налоговой политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов формируются в условиях внесения изменений в налоговую систему, выстраиваемую на принципах справедливости, предсказуемости и стабильности, при которой должны быть учтены интересы граждан, бизнеса и государства.
При формировании налоговых и неналоговых доходов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов учтены принятые, планируемые к принятию изменения в налоговое и бюджетное законодательство.
Изменения, внесенные на федеральном уровне (Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ) :
1) в части налога на доходы физических лиц предусматривается:
- введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы по налогу на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида дохода. Предельная ставка НДФЛ составит 22% на доходы свыше 50 млн. рублей в год;
- увеличение размеров стандартных налоговых вычетов на второго ребенка с 1400 до 2800 рублей и последующих детей с 3000 до 6000 рублей;
- увеличение размера стандартного налогового вычета с 6000 до 12000 рублей на каждого ребенка-инвалида до 18 лет (или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы);
- увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты, с 350 тыс. рублей до 450 тыс. рублей.
Одновременно федеральным законодательством предусматривается ежегодная выплата из федерального бюджета работающим родителям, имеющим двух и более детей (семейная налоговая выплата), в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя с целью достижения эффективной налоговой ставки для указанной категории в размере 6%;
- новый вид социального вычета в сумме 18000 рублей вводится для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», соответствующие их возрастной группе, и награжденных знаком отличия, а также на лиц, подтвердивших полученный знак отличия. Указанный вычет предоставляется за налоговый период, в котором произошло награждение соответствующим знаком отличия или его подтверждение, при условии прохождения налогоплательщиком диспансеризации в соответствующем календарном году;
- для доходов от продажи недвижимости вводится прогрессивная шкала. Сейчас ставка - 13% к доходу от продажи недвижимости независимо от размера дохода. С 2025 года ставки при продаже недвижимости устанавливают так:
13% - для доходов до 2,4 млн. рублей в год;
15% - свыше 2,4 млн. рублей в год.
При этом льготу по налогу на доходы физических лиц в виде освобождения доходов от продажи имущества физического лица от налогообложения при соблюдении минимальных сроков владения сохраняют. То есть не нужно платить НДФЛ и отчитываться в налоговый орган, если недвижимость была в собственности дольше 5 лет, транспортные средства – больше трех лет.
Налогообложение доходов для участников специальной военной операции (СВО) не изменится. Доходы граждан указанной категории будут облагаться по следующим ставкам:
- 13% - если доход до 5 млн. рублей;
- 15% - если доход свыше 5 млн. рублей.
2) в части упрощенной системы налогообложения:
- с 1 января 2025 года увеличивается предельный размер доходов плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, с 200 млн. рублей до 450 млн. рублей, а также остаточной стоимости основных средств - со 150 млн. рублей до 200 млн. рублей;
- повышение со 112,5 млн. рублей до 337,5 млн. рублей величины предельного размера доходов организаций в целях перехода на упрощенную систему налогообложения по итогам девяти месяцев года, предшествующего переходу;
- увеличение средней численности работников с 100 человек до 130 человек;
- ежегодная индексация величины предельного размера доходов и остаточной стоимости основных средств на коэффициент-дефлятор;
- введение обязанности уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость при получении ими совокупных доходов свыше 60 млн. рублей без права на вычеты входного НДС в размере:
5% в случае если сумма доходов не превысила в совокупности 250 млн. рублей;
7% в случае если сумма доходов не превысила в совокупности 450 млн. рублей.
На местном уровне сохраняются все ранее установленные налоговые расходы для физических лиц (налоговые льготы и налоговые вычеты).
Целью бюджетной политики на 2025 - 2027 годы является определение условий, используемых при составлении проекта местного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета на 2025 - 2027 годы.
Бюджетная политика реализуется через исполнение действующих расходных обязательств муниципального образования, возникших в результате принятых нормативных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий.
Основой для формирования расходов местного бюджета является реестр действующих расходных обязательств Пучежского муниципального района по состоянию на 01.09.2024.
Основной задачей бюджетной политики является обеспечение сбалансированности местного бюджета, включая следующие направления:
- осуществление расходов на исполнение действующих расходных обязательств исходя из возможностей доходов местного бюджета;
- принятие новых расходных обязательств исключительно при наличии дополнительных доходов местного бюджета.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов возрастает актуальность реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Эффективное управление расходами должно быть обеспечено посредством реализации муниципальных программ, построенных на проектных принципах управления.
Бюджетная политика призвана обеспечить финансовыми ресурсами расходные обязательства муниципального образования по полномочиям, закрепленным за ним федеральным законодательством.
Приоритеты бюджетных расходов
В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:
- обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- обеспечение индексации заработных плат работников бюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- реализация муниципальных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации;
- обеспечение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, социальной инфраструктуры, объектов образования, социального обеспечения;
- поддержка семей, имеющих детей; обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов;
- поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий;
- предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, реализация других жилищных программ, действующих в Пучежском муниципальном районе;
- повышения качественных характеристик сети автомобильных дорог и безопасности дорожного движения;
- реализация мероприятий по развитию коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры,
- в области муниципального управления бюджетная политика должна быть направлена на реализацию задачи по обеспечению выполнения норматива расходов на содержание органов местного самоуправления, установленного Департаментом финансов Ивановской области.
Приложение № 2
к постановлению
администрации района
от 25.10.2024 № 526-п
Долговая политика Пучежского муниципального района (далее - долговая политика) является частью бюджетной политики Пучежского муниципального района и определяет стратегию управления муниципальным долгом Пучежского муниципального района (далее - муниципальный долг), направленную на эффективное управление муниципальным долгом.
Долговую политику реализует Финансовый отдел администрации Пучежского муниципального района. Информация о долговой политике является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах Пучежского муниципального района (далее - долговые обязательства) размещаются на официальном сайте Администрации Пучежского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также предоставляются в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными целями долговой политики в бюджетном периоде 2022 - 2023 годов являлось обеспечение сбалансированности бюджета Пучежского муниципального района (далее - районный бюджет) при соблюдении ограничений по долговой нагрузке районного бюджета снижение объема муниципального долга, своевременное исполнение долговых обязательств.
Динамика показателей долговой политики сложилась следующим образом:
Таблица 1
Показатель |
На 01.01.2023 |
На 01.01.2024 |
Муниципальный долг районного бюджета (млн. руб.) |
2,3 |
1,2 |
Отношение объема муниципального долга к общему объему доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) |
3,8 |
3,8 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов районного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
0,75 |
0,75 |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
0,002 |
0,002 |
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
1) изменение темпов экономического роста и доходной базы районного бюджета;
2) объем муниципального долга;
3) уровень долговой устойчивости Пучежского муниципального района.
1) обеспечение сбалансированности районного бюджета;
2) своевременное исполнение долговых обязательств.
1) сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
2) снижение долговых рисков, в том числе за счет установления моратория на предоставление муниципальных гарантий Пучежского муниципального района, гибкое реагирование на изменяющиеся условия рынка финансовых услуг и использование наиболее благоприятных видов муниципальных заимствований;
3) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами, а именно:
- корректировка сроков привлечения муниципальных заимствований;
- осуществление досрочного погашения долговых обязательств;
- сокращение объема муниципальных заимствований с учетом результатов исполнения районного бюджета;
- привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете районного бюджета.
Таблица 2
|
На 01.01. 2026 |
На 01.01. 2027 |
На 01.01. 2028 |
Дефицит районного бюджета (%) |
<= 5 |
<= 5 |
<= 5 |
Отношение объема муниципального долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) |
<= 50 |
<= 50 |
<= 50 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
<= 20 |
<= 20 |
<= 20 |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) |
<= 10 |
<= 10 |
<= 10 |
В случае необходимости в 2025 - 2027 годах муниципальные заимствования планируется осуществлять исключительно в валюте Российской Федерации.
Долговая политика реализуется посредством нерыночных инструментов (бюджетные кредиты).
Основным нерыночным инструментом будут выступать краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете районного бюджета.
Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость Пучежского муниципального района.
Оценка и анализ долговых рисков позволяют выявить наиболее существенные долговые риски:
1) риск рефинансирования;
2) процентный риск;
3) операционный риск.
Риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые муниципальные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств.
Процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов районного бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам от кредитных организаций.
Операционный риск - вероятность возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения финансово-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления муниципальным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбоев или отказа используемых учетно-расчетных, информационных и иных систем.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики.
Пучежским муниципальным районом в местный бюджет привлечен бюджетный кредит из областного бюджета согласно договорам о предоставлении бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита местного бюджета.
В соответствии с соглашениями №№ 3 и 4 от 29.06.2018 задолженность по кредитам была реструктуризирована. Общая сумма задолженности составляла 5 862 226,71 руб. Возврат реструктуризированной задолженности осуществляется по графику в период с 2018 по 2024 год включительно.
По состоянию на 01.09.2024 погашено реструктуризированной задолженности на сумму 4 689 781,37 руб.
Согласно действующему графику в 2024 году подлежит погашению в областной бюджет 1 172 445,34 руб.