Версия для слабовидящих
Учителя Сеготской школы - участники Великой Отечественной войны (Страницы памяти листая…)

24 февраля 2020

В 2020 году исполняется 75 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Всё дальше в историю уходят незабываемые трагические героические дни для целого государства и для отдельного человека. Нет в России семьи, которую не опалила бы бедой, испытаниями война 1941-1945 годов. Подвиг людей, защищающих от захватчиков свою Родину, бессмертен в веках. А если эти люди, подарившие нам возможность радоваться жизни, продолжают вкладывать душу в подрастающее поколение, то это двойной подвиг. Именно поэтому наш исследовательский материал посвящен учителям Сеготской школы - ветеранам Великой Отечественной войны. О каждом ветеране по крупицам собран материал. К сожалению, никого из них сегодня уже нет в живых.

 

Помним! Гордимся! Чтим!

Нас заинтересовала данная тема, так как она актуальна в наши дни. Нам хочется больше узнать об истории своей родной школы, о военном времени, о подвигах учителей - участниках Великой Отечественной войны, которые, несмотря на то, что профессия учителя, спокойная, мирная и гуманная, отважно, не жалея жизни своей, встали на защиту нашей Родины. Они вкладывали в приближение Победы свою душу и сердце ради нашего будущего и нашего блага. Эта тема важна для нового поколения потому, что мы никогда не должны забывать о тех, кто подарил нам жизнь и свободу на Земле.

Всей школой мы участвуем в акции «Помним! Гордимся! Чтим!». Наш класс принимает активное участие в школьном проекте «Десять уроков Победы» в рамках акции «Я - гражданин России». Наша работа- часть этого проекта.

 

Школьная летопись

В государственном архиве Ивановской области сохранились сведения об открытии школ в селе Сеготь. В 1842 году при Дьяконовском приказе было выстроено училище на 20 юношей в возрасте от 16 до 24 лет. С 1 ноября 1873 года в нашем селе открылась церковно-приходская школа, в которой обучалось 13 учащихся, 12 из них - девочки. Первая встретившаяся фамилия учительницы приходской школы - Клавдия Виноградова. В 1893-1899 году в сельской школе трудились супруги П.М. и Е.А. Виноградовы. В ведомостях «О церковно- приходских школах», находящихся в Костромской епархии, за 1884 год есть запись, что в Сеготской церковно-приходской школе училось 15 учеников. Было только два учителя. Дети приобретали навыки чтения и письма. Они изучали Закон Божий, церковное пение и нравоучение, арифметику, а также обучались ремёслам, например, столярному делу.

 За годы Советской власти в области народного образования в селе Сеготь произошли большие изменения. Церковно-приходская школа стала начальной с четырёхлетним обучением, а затем была преобразована в школу крестьянской молодёжи и в неполную среднюю школу (семилетку). В 1934-1935 годах кроме четырёх начальных классов было четыре класса пятых, два шестых, два седьмых с количеством обучающихся в классе по 30-35 человек. Учиться было очень трудно: не хватало учебников, тетрадей. С 1 сентября 1939 года школа стала средней, директором был Лебедев А.Г.. С февраля 1940 года директором был назначен Хрящёв А.А.. После этого директора менялись часто, так как мужчины уходили на фронт.

 Из воспоминаний Лукиной Лидии Кузьминичны, учителя начальных классов: «Директором школы после А.А. Хрящёва, который ушёл на фронт, стал Колокольников. После его отправки на фронт директором работал Самсонов, затем - Табаков, Пантюгин, после него - Лебедев А.Г., только что вернувшийся с фронта. До возвращения с фронта А.А. Хрящёва директором школы работал Окутин А.П.. Подтверждение этому мы нашли в книге приказов по Сеготской школе.

 В послевоенные годы приток учащихся в школу увеличился. В эти годы школа занимала несколько зданий. Уроки проводились в две смены, электричества не было, приходилось зажигать керосиновые лампы. В 1954 году вступило в строй деревянное двухэтажное здание, а в 1967 году - одноэтажное кирпичное здание».

 По рассказам местного жителя Лукина И.П., ушли на фронт, вернулись и продолжили трудовой путь в школе учителя:

- Хрящёв Александр Александрович- директор школы, учитель истории;

- Степаков Павел Степанович - заведующий учебной частью, учитель химии, биологии;

- Семячкин Николай Георгиевич - заведующий учебной частью, учитель математики;

- Демидов Алексей Иванович - учитель физической культуры;

- Воскресенский Виталий Иванович - учитель русского языка и литературы;

- Голубев Алексей Михайлович - учитель истории;

- Петров Александр Иванович - учитель трудового обучения мальчиков.

В продолжение своей работы мы хотим более подробно рассмотреть

жизненный путь некоторых учителей - участников Великой Отечественной войны.

 

Хрящёв Александр Александрович

 

Назначен директором

Хрящёв Александр Александрович родился 14 октября 1912 года в деревне Крутцы Дьяконовской волости Юрьевецкого уезда Костромской губернии (ныне Сеготского сельского поселения Пучежского района Ивановской области).

 Отец - Хрящёв Александр Андреевич - был рабочим водного транспорта, затем занимался сельским хозяйством. Мать - Хрящёва Екатерина Фёдоровна - домохозяйка. Окончил 7 классов Сеготской семилетней школы в 1927 году. После школы работал старшим матросом водного транспорта на реке Волге на судне «Волжский-24». В 1932 году был слушателем педагогических курсов при Районо в г. Пучеж Ивановской области. Далее работал заведующим Яблоновской начальной школы. В 1936 году закончил Кинешемский педагогический техникум и был принят на работу инструктором Пучежского Районо. С февраля 1939 года был назначен директором Сеготской средней школы.

 

Призван на фронт

В декабре 1941 года был призван на фронт. В мае 1942 года окончил 5-месячные курсы усовершенствования командного состава шифровально-штабной службы в г. Сенгилей Ульяновской области. Служил на Калининском фронте в составе штаба армии помощником начальника и начальником шифровального отдела. Был начальником отдела бригады на 1-ом Украинском фронте в составе воздушно-десантной Чехословацкой бригады. Проходил службу на 4-ом Украинском фронте в составе пехотной дивизии 1-ой Болгарской армии начальником шифровального отдела при военном Советнике Советской Армии.

Великую Отечественную войну закончил в учебном резервном центре Московского военного округа. После войны непродолжительное время был начальником отдела штаба Кубанского ВО. Демобилизован в звании гвардии капитана.

 

Жив - здоров

Из воспоминаний племянницы Александра Александровича Михайлычевой Таисьи Ананьевны: «Долго не было никаких вестей от Александра. Уже ближе к окончанию войны из военкомата родителям известили, что жив - здоров. Вернувшись с фронта в 1946 году, рассказал, что был в разведке в Чехословакии и Болгарии».

В феврале 1946 года вернулся в село Сеготь и продолжил работу директором Сеготской школы. В 1950 году заочно закончил исторический факультет Ивановского педагогического института. Директором школы работал до ухода на пенсию в октябре 1972 года. Затем до августа 1983 года - учителем истории.

 Был награждён за боевые отличия: Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени, Чехословацким Военным Крестом, Болгарским Крестом за храбрость 4-ой степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейной медалью «50 лет Вооруженных Сил СССР», Дукельской памятной медалью. В 1949 году был награждён медалью «За трудовое отличие» за выслугу лет и безупречную педагогическую деятельность, имеет звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

 

«Петр Первый»

Вся его жизнь после войны была связана с селом Сеготь. Вёл большую общественную работу: неоднократно избирался депутатом Сеготского сельского совета и депутатом Пучежского райисполкома. Именно при нём были построены два здания школы в селе Сеготь: деревянное двухэтажное (введено в эксплуатацию в 1954 году) и одноэтажное кирпичное (введено в эксплуатацию в 1967 году).

По словам местной жительницы Вагановой Е.А., Александр Александрович был обаятельным человеком (высокий, красивый). Ученики звали его «Пётр I». Всю свою жизнь он посвятил служению людям. Его любили и уважали и односельчане, и учащиеся школы. Вместе с женой Анастасией Никаноровной воспитали троих детей - Рудольфа, Эльвиру и Сергея.

 

О боевом пути

В школьном музее сохранился его рассказ о боевом пути «В предгорьях Северных Карпат»: «Самым интересным боем, в котором я участвовал, был бой Чехословацкой воздушно-десантной бригады в предгорьях Северных Карпат. Дело было так. Командование первым Украинским фронтом решило бригаду не десантировать, а действовать с фронта. Бригада в 24.00 сменила одну из русских дивизий. Ушёл и артполк прикрывать эту дивизию. У нас, десантников, не было своей артиллерии. Утром немцы обнаружили бригаду и открыли по позициям чехов ураганный огонь из всех видов оружия. На вооружении у десантников был парашют, финский нож и автомат. Этого было явно недостаточно, чтобы удержать фронт. И чехи вынуждены были сдать сначала первую, а затем и вторую линию окопов. В самый разгар боя из оперотдела фронта прибыл полковник и приказал восстановить положение на этом участке фронта. Начался решительный момент боя. Вот когда были использованы автоматы и финские ножи на всю катушку… Чехи и словаки доказали, что и финский нож - это грозное оружие в умелых руках. Положение на фронте было восстановлено - немцы бежали с поля боя, а чехи и словаки заняли ранее сданные немцам первую и вторую линии окопов. Командование бригады просило использовать бригаду по прямому назначению, и через неделю она была выведена с фронта. Вновь была экипирована и десантирована в район местечка Дукла, где после упорных боёв началось освобождение Чехословакии».

 

Он брался за любое дело с огоньком

Очень яркими воспоминаниями о своих наставниках - учителях-фронтовиках поделилась учитель русского языка и литературы 1967-1974 гг. Караулова Тамара Михайловна: «А.А.Хрящёв - директор школы, учитель истории и обществознания. Высокий, статный, с пышной шапкой седеющих волос, с густыми бровями, раскатистым басом. Его всегда можно было узнать по офицерской выправке и осанке. По характеру Александр Александрович был неуёмный, энергичный, дисциплинированный, взыскательный и требовательный к себе, учительскому коллективу и ученикам. Рачительный и основательный хозяйственник. Он брался за любое дело с огоньком: проверял сам инженерные коммуникации, котельную перед отопительным сезоном, кровлю, руководил ремонтом зданий. И к новому учебному году школа встречала ребят уютом, чистотой, блеском и яркостью классных комнат. Вокруг обоих зданий раскинулся прекрасный яблоневый сад. Школьный комитет комсомола не начинал работу без директора школы. Дети уважали, доверяли и любили своего директора за справедливость и честность… Для молодых учителей А.А. Хрящёв был строгим и требовательным наставником. В майские дни он выступал перед учащимися с интересными фактами и событиями из личной фронтовой жизни. Старшеклассники слушали, затаив дыхание, не пропускали ни одного слова учителя. Это были не только уроки истории, но и уроки нравственности, настоящего патриотизма и мужества, основанные на живых фактах живого человека-фронтовика. Поражали доверительность, искренность и простота беседы, общения учителя и ученика».

Хрящёв Александр Александрович умер 10 февраля 1985 года. Похоронен с почестями на Сеготском сельском кладбище. На могиле поставлен бронзовый бюст.

 

Степаков Павел Степанович

Степаков Павел Степанович родился 21 декабря 1907 года в селе Сеготь Дьяконовской волости Юрьевецкого уезда Костромской губернии (ныне Пучежского района Ивановской области) в многодетной семье.

Отец, Степаков Степан Иванович, служащий, волостной писарь, затем - счетовод сельской потребительской кооперации. Мать, Степакова Мастридия Андреевна, домохозяйка, рано умерла (в 1933 году), и всё бремя воспитания детей легло на плечи отца.

В 1930 году Павел Степанович (после обучения в Сеготской семилетней школе) закончил Костромской землеустроительный техникум и поступил работать в Балашовское окружное земельное управление (г.Балашов Саратовской губернии) техником-землеустроителем. В 1932 году работал в Самойловском районном земельном отделе Нижне-Волжского края районным землеустроителем.

Военную службу проходил курсантом команды одногодичников при 32 полку Приволжского военного округа. С февраля 1933 по октябрь 1941 года находился в запасе.

После смерти матери вернулся в село Сеготь, помогал отцу в воспитании братьев и сестёр и поступил на работу в Сеготскую семилетнюю школу учителем естествознания, химии и заведующим учебной частью. Заочно закончил факультет естествознания и химии Ярославского педагогического института в 1941 году.

8 октября 1941 года был призван на фронт стрелком дивизии Северо-Западного фронта. После ранения находился на лечении в госпитале г. Нязепетровска Челябинской области, был заместителем политрука батальона выздоравливающих Уральского военного округа. Затем служил в этой же должности в истребительно-противотанковой бригаде армии Западного фронта, служил там же заместителем командира роты. С июня 1943 года по май 1944 года был слушателем артиллерийского полка офицерского состава Московского военного округа, слушателем окружных курсов младших лейтенантов и спецкурсов помощников начальников штаба по учёту при отделе кадров Московского военного округа. Находился на 1-ом Белорусском фронте в составе резервного полка армии помощником начальника штаба полка по учёту; командиром взвода противотанковых ружей. После службы старшим помощником начальника отдела отдельной трофейной бригады советских оккупационных войск в Германии в августе 1946 года был уволен в запас. Закончил Великую Отечественную войну в звании старшего лейтенанта.

С этого момента продолжил свою трудовую деятельность в Сеготской школе учителем химии до февраля 1960 года.

Затем работал в колхозе «Ленинский путь» в селе Сеготь Пучежского района Ивановской области секретарём партийной организации до выхода на пенсию. Был членом делегации на Всесоюзном съезде колхозников.

Павел Степанович за боевые отличия был награждён: Орденом Красной Звезды, медалью «За Отвагу», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «За освобождение Варшавы», медалью «За взятие Берлина», юбилейной медалью «50 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль «За трудовое отличие» получил в 1949 году за выслугу лет и педагогическую деятельность.

Павел Степанович вёл большую общественную работу: пропагандист, автор статей о селе Сеготь. «Знающий специалист, пунктуальный и очень ответственный человек, хороший садовод и овощевод, элегантный мужчина. Вместе с женой Александрой Сергеевной, учителем иностранного языка, воспитали хороших сыновей, Вадима и Юрия», - так вспоминают о Павле Степановиче его коллеги Козлова А.М. и Шалаева Л.И.

«Огромную роль в становлении меня как учителя сыграл Павел Степанович Степаков, - вспоминает Караулова Т.М., учитель-ветеран. - Бывало, идёшь по школьному коридору, а впереди стремительно шагает по-юношески стройный, высокий, в сером костюме, с седым ёжиком волос наш Павел Степанович. С большой охотой он помогал нам, молодым учителям, готовить и проводить уроки. Павел Степанович всегда брал меня на свои уроки химии и биологии. Он был взыскателен, строг, требователен, в первую очередь к себе, даже к своему внешнему виду, а потом и к молодым педагогам. Многие его выпускники поступали в медицинские, химико-технологические, педагогические вузы, успешно сдавали экзамены по биологии и химии, по окончании становились профессиональными врачами, инженерами, учителями. П.С. Степаков для меня остался самым лучшим учителем-наставником».

 Умер 23 сентября 1985 года. Похоронен на Сеготском сельском кладбище.

 

Семячкин Николай Георгиевич

Семячкин Николай Георгиевич родился 26 апреля 1916 года в Зубцовском районе Калининской области. Учился в Ленинградском политехническом институте на геодезическом факультете. С 3-го курса ушёл на фронт. Призван на фронт Приморским РВК г. Ленинграда.

Воевал с 4 июля 1941 года по 26 августа 1941 года на Северном фронте в должности командира взвода разведки 2-го стрелкового полка 3-ей стрелковой дивизии. 26 августа 1941 года получил осколочное ранение левой голени с последующей ампутацией 1/3 голени. Звание- сержант. Инвалид 3 группы. Награждён орденом «Красной Звезды».

После войны работал в школе при Русско-Турекском туберкулёзном санатории (Кировская область), в Пиляндышевской средней школе (п. Пиляндыш Уржумского района Кировской области) учителем математики.

В 1965 году семья переехала в село Сеготь Пучежского района Ивановской области, где Николай Георгиевич трудился учителем математики до выхода на пенсию.

Николай Георгиевич пользовался авторитетом среди учащихся и населения, активно участвовал в работе драматического кружка и художественной самодеятельности при Сеготском сельском клубе. «Математику и методику её преподавания знал очень хорошо. Оказывал большую методическую помощь молодым специалистам. Его очень любили дети. Был очень талантливым: хорошо читал стихи наизусть, играл на гитаре, балалайке, гармони. Душа-человек. Вместе с женой Тамарой Николаевной (медиком по образованию) воспитали троих дочерей - Ольгу, Валентину и Дину», - так вспоминают о нём его коллеги Козлова А.М. и Шалаева Л.И.

Из воспоминаний учителя-ветерана Карауловой Т.М.: «Николай Георгиевич - мой «батя»: со всеми радостями и бедами я обращалась к нему и всегда получала мудрый совет, сочувствие и участие. Весёлый, добрый учитель математики, мастер на все руки, ленинградец, фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны. Он очень любил свой предмет, учеников, и дети отвечали ему тем же. Он прекрасно декламировал наизусть главы «Евгения Онегина», «Горе от ума», «Войны и мира», «Василия Тёркина» под собственный аккомпанемент балалайки, гитары или гармони. Охотно рассказывал факты и эпизоды из своей фронтовой жизни».

Умер 2 июня 1979 года в возрасте 63 лет. Похоронен на Сеготском сельском кладбище.

 

Воскресенский Виталий Иванович

Воскресенский Виталий Иванович родился 21 декабря 1923 года в селе Ильинское Кинешемского района Ивановской области. Отец (предположительно) был церковным старостой, мать - ткачихой.

Пошел на фронт добровольцем в 17 лет летом1941 года. Призван Кинешемским военкоматом сразу после экзаменационной сессии в Кинешемском химико-технологическом техникуме. Сначала его направили в Пензенское артиллерийское училище, а после ускоренного обучения был отправлен на фронт в звании сержанта. Командовал минометным расчетом, был повышен до звания старшего сержанта. Участвовал в обороне Москвы. В боях под Ржевом зимой1942 годабыл тяжело ранен и контужен.

За боевые отличия был награждён Орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны I степени, Орденом Красной звезды, медалью Жукова.

После ранения сначала работал бухгалтером в селе Зобнино Кинешемского района. Заочно окончил педагогический институт в г. Иваново и всю последующую жизнь проработал учителем русского языка и литературы в Ивановской области. Был директором школы в селе Бахарево и селе Даниловское Кинешемского района.

С 1963 по 1980 года работал учителем Сеготской средней школы Пучежского района. Затем семья переехала в г. Фурманов, и Виталий Иванович работал учителем в деревне Каликино Фурмановского района до выхода на пенсию. Уже, будучи на пенсии, работал в администрации г. Фурманова начальником штаба гражданской обороны и возглавлял Совет ветеранов. Умер 3 января 2009 года. Похоронен на кладбище в г. Фурманове.

«Виталий Иванович был очень скромным человеком. Требовал глубокого усвоения материала, особенно по русскому языку. Очень много занимался с детьми дополнительно. Хорошо пел. Его любимая песня «Я назову тебя зоренькой…». Вместе с женой Лидией Николаевной воспитали троих детей: Сергея, Вячеслава и Ольгу», - так вспоминают о нём коллеги Козлова А.М. и Шалаева Л.И.

 

 

Заключение

Эти имена священны не только для тех, кто имел счастье учиться у них, работать с ними, но и для всех последующих поколений. Содержание жизни учителей-ветеранов Великой Отечественной войны - это тот мощный фундамент, на котором строится духовная сила молодых, это золотая нить Ариадны, которая связывает между собой поколения и показывает жизнеутверждающее направление развития. Они стали сеятелями доброго, вечного, придя в самую гуманную профессию на Земле - профессию Учителя! Спасибо ветеранам за счастье иметь мощную духовную опору. Пусть будет вечной и священной память об этих людях!

Тысячи выпускников трепетно хранят в своем сердце благодарную память об этих учителях, являющихся примером человеколюбия, милосердия, высокой нравственности, самоотверженной любви к своей Родине, и говорят им спасибо.

Факты биографии и судьбы некоторых учителей Сеготской школы известны не полностью, поэтому мы будем продолжать начатую работу и попытаемся восстановить жизненный и боевой путь других учителей-фронтовиков.

Несомненно, жизнь учителя, опыт его деятельности должны быть осмыслены всем народом. Сохранить память об учителях-фронтовиках - задача высокая и благородная. Как хочется, чтобы память об учителях никогда не умирала, чтобы сохранялась она в семье, в школе, в селе, в стране.

Результаты исследований могут быть использованы на уроках литературы, истории и тематических классных часах, посвящённых Великой Отечественной войне.

Данный материал поможет обучающимся нашей школы и села узнать об истории и судьбах учителей-фронтовиков, может стать дополнением к архивам школьного музея.

Авторы работы Алёна ЕГОРОВА, Ульяна БУГРОВА - обучающиеся 9 класса, научный руководитель - учитель географии Нина Аркадьевна ЛОБАНОВА. МОУ «Сеготская школа». XXX областные краеведческие чтения учащихся Ивановской области.

Дата создания: 24-02-2020
Дата последнего изменения: 24-02-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: